1967-1975
1967-1975
Научно-технический потенциал, заложенный в Су-7 при его создании, оказался настолько плодотворным, что самолету в его последующих модификациях была суждена долгая жизнь. Поначалу совершенствование самолета не затрагивало его аэродинамическую схему, однако в середине 60-х гг. в нее было внесено радикальное изменение.
Летом 1966 года в ОКБ Сухого на базе Су-7БМ был построен опытный истребитель С-22И, внешние части консолей крыла которого были выполнены поворотными и могли менять угол стреловидности в диапазоне от 30 до 60 градусов. Введение крыла изменяемой геометрии привело, по существу, к созданию нового самолета с более высокими летными и боевыми характеристиками. Он получил и новое название — Су-17 (С-32). В 1967 году на Комсомольском заводе, который к тому времени получил новое название — Дальневосточный машиностроительный завод — приступили к освоению его производства.
Крыло истребителя-бомбардировщика, и до этого далеко не простое по конструкции и технологии изготовления, стало значительно сложнее. Появились новые монолитные лонжероны, узел шарнира, опорный рельс с механизмом поворота части крыла, пустотелый отсек-ниша, куда вдвигалась поворотная часть. Он был образован двумя клееными дюралевыми панелями с сотовым заполнителем. Заводу потребовалось приобрести и освоить автоматическую линию по изготовлению сотопакетов, построить специальные печи для сушки склеенных панелей, изготовить необходимую оснастку. Фрезерование сотовых заполнителей выполнялось на специально приобретенном станке с ЧПУ.
Освоение Су-17 было произведено в короткие сроки, и уже 1 июля 1969 года состоялся первый полет головного самолета (С-32-1), построенного на заводе. В том же году, в точности в соответствии с планом, в Комсомольске-на-Амуре собрали еще четыре такие машины. После успешных испытаний в 1970 году началось массовое производство истребителя-бомбардировщика, который полностью сменил в цехах Су-7БКЛ.
На основе самолёта Су-17 было освоено серийное производство большого количества модификаций, которые следовали непрерывно одна за другой.
В 1971 году устаревший двигатель АЛ-7Ф-1 уступил место современному АЛ-21Ф-3. Изменениям подверглись фюзеляж, силовая установка, топливная система и ряд других систем. Замена важнейших агрегатов силовой установки повлекла за собой переделку хвостовой части фюзеляжа. Был доработан и механизм поворота консолей крыла. В фюзеляже появился герметичный отсек, заполненный топливом. В состав вооружения вошла управляемая ракета Х-28. Эта модификация получила обозначение Су-17М.
В 1974 году был начат выпуск Су-17М2. Самолёт получил увеличение запаса топлива, в состав оборудования были внедрены лазерный дальномер «Фон», навигационный комплекс КН-23, новый оптический прицел, в состав вооружения вошли ракета Х-25Л с лазерным наведением, мощная противорадиолокационная ракета Х-28 и др.
На базе Су-17М2 был создан учебный двухместный самолет – Су-17УМ. На нем была изменена носовая часть фюзеляжа, что позволило увеличить угол обзора из передней кабины до 15 градусов вперед и вниз. Установлено катапультное кресло К-36ДМ, обеспечивающее катапультирование с нулевой высоты при скорости более 75 км/ч. Увеличен объем фонаря кабины, изменен гаргрот. Его экспортным вариантом стал Су-22У.
Следующей модификацией стал Су-17М3 с увеличенным составом вооружения : две встроенные 30-мм пушки, две подвижные спаренные пушечные установки СППУ-22, авиабомбы, управляемые и неуправляемые ракеты. Его экспортными вариантами были с 1977 по 1981 годы - Су-22М, а с 1981 по 1982 годы – Су-22М3.
Еще один вариант учебно-боевого самолета с двигателем АЛ-21Ф-3 и близкий по составу оборудования и вооружения к Су-17УМ3 имел обозначение Су-22УМ3К.
На базе Су-17М3 была создана модификация, завершающая перечень, - Су-17М4 и её экспортный вариант - Су-22М4.
По своим боевым возможностям этот самолёт является наиболее совершенной модификацией Су-17. Его вооружение составляли управляемые ракеты «воздух-поверхность», «воздух – РЛС», «воздух – воздух», авиабомбы, зажигательные баки, встроенные пушки.
Из всех самолётов разработки ОКБ Сухого семейство Су-17 стало самым многочисленным, только серийных модификаций в нем насчитывается 16. Всего с 1969 по 1990 год было построено 2867 самолётов, 1165 из них поставлены на экспорт в 15 стран мира.