Эра реактивной гидроавиации

Эра реактивной гидроавиации

Бе-10.jpg

С началом эры реактивной авиации на повестке дня встал вопрос о создании боевой реактивной летающей лодки. Уже в мае 1947 года ОКБ Г.М. Бериева начало в инициативном порядке разработку реактивной лодки – морского разведчика Р-1 с двумя реактивными двигателями ВК-1. Полученный при доводке Р-1 опыт позволил в кратчайший срок создать разведчик-торпедоносец Бе-10 с двумя реактивными двигателями АЛ-7ПБ. Первый полет Бе-10 состоялся 20 июня 1956 года в Геленджике. Поскольку при проектировании Бе-10 были учтены все уроки Р-1, машина успешно прошла заводские и государственные испытания. Гидросамолет пошел в серию на таганрогском заводе № 86, где с 1958 по 1961 годы выпустили 27 серийных машин. На Бе-10, заявленном в FAI как М-10, было установлено 12 мировых рекордов.

В 1956 году в ОКБ Бериева начались работы над новой турбовинтовой амфибией Бе-12, которая должна была заменить Бе-6 в строю морской авиации. В отличие от Бе-6 новый гидросамолет должен был быть поисково-ударной машиной и оснащаться радиолокационной станцией, поисково-прицельной системой, магнитометром, нести радиогидроакустические буи, а также глубинные бомбы и противолодочные торпеды. 18 октября 1960 года начались заводские летные испытания опытного самолета-амфибии Бе-12. Он строился серийно на Таганрогском авиационном заводе № 86 имени Георгия Димитрова с 1963 по 1973 годы (построено 142 машины). В период с 1964 по 1981 годы на Бе-12 установлено 42 мировых рекорда в своем классе.

В октябре 1968 году Георгий Бериев по состоянию здоровья вынужден был оставить пост главного конструктора. Он был полон новых идей, но подвело сердце. Он перешел на работу в Научно-технический совет Министерства авиационной промышленности в Москве. Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал ученик и соратник Бериева - Алексей Константинов. Хотя с любимой работой пришлось расстаться, с коллективом Бериев связи сохранил, много внимания уделяя реализации начатых еще под его руководством проектов. Скончался Георгий Михайлович 12 июля 1979 года в Москве после тяжелой и продолжительной болезни.

В 70–80-е годы основное место в деятельности ОКБ занимала сухопутная тематика. В этот период в серийное производство пошел самолет-ретранслятор Ту-142МР. Был создан самолет радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) А-50 с радиотехническим комплексом «Шмель». На его основе были также созданы и поставлены индийским ВВС в 2009-11 годах три самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Этот авиационный комплекс создавался в результате сложной и многоуровневой международной кооперации между израильской фирмой ELTA/IAI и российскими предприятиями.

Кроме того, в этот период ОКБ было поручено создание экспериментального самолета-амфибии вертикального взлета и посадки ВВА-14 по проекту Роберто Бартини.