Фоновая картинка

КнААЗ

Фото руководителя

Филиал ПАО «ОАК» - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина

18 июля 2024 года празднует свое 90-летие Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина.

За 90 лет своей истории завод прошел путь от небольшой строительной площадки в тайге до крупнейшего предприятия военной авиационной техники в России. Все эти году завод успешно осваивал и выпускал самолеты, созданные выдающимися авиаконструкторами - А.Н.Туполевым, С.В.Ильюшиным, А.И.Микояном, Г.М.Бериевым, П.О.Сухим.

Авиазавод является практически ровесником самого Комсомольска-на-Амуре. Развитие промышленности в регионе в 1920-30-е годы было обусловлено тревожной обстановкой на дальневосточных рубежах страны. Весной 1932 года в районе села Пермское на берегу Амура высадилась первая партия комсомольцев – строителей будущего города. Через два года к ним присоединился шеститысячный отряд красноармейцев особого строительного корпуса. В экстремальных условиях, превозмогая морозы, болезни и нехватку технических средств, в короткие сроки первопроходцы возвели здесь заводы-гиганты, и вырос город, ставший крупнейшим промышленным центром Дальнего Востока.

Авиационный завод № 126 был заложен 18 июля 1934 года, и эта дата считается днем рождения предприятия.

Первый самолёт Р-6 конструкции А.Н. Туполева был построен к 1 мая 1936 года, раньше, чем была готова заводская взлётно-посадочная полоса. Поэтому для проведения испытаний самолёт оснастили поплавками, что позволило взлетать и садиться на водную поверхность реки Амур.

Следующей вехой в истории предприятия стал дальний бомбардировщик ДБ-3 и его модификация ДБ-3Ф, известная как Ил-4. Во время Великой Отечественной войны в городе на Амуре было выпущено 2757 таких самолетов, что составило почти половину от общего числа произведенных в стране. С 1946 по 1949 годы завод производил Ли-2, самый массовый гражданский самолет 1940-х годов, также выпускавшийся в транспортной версии.

Экспортный дебют завода ознаменовался производством реактивных истребителей МиГ-15, МиГ-17 и его модификаций. Это были одни из самых массовых реактивных самолетов в истории авиации. В 1956 году началось многолетнее сотрудничество завода с авиационным ОКБ Павла Осиповича Сухого. Благодаря совместной работе появились на свет первый сверхзвуковой истребитель Су-7, истребитель-бомбардировщик Су-17, истребитель 4-го поколения Су-27 и их модификации.

В 1990-е годы завод начал развивать гражданское направление. Первые разработки в рамках диверсификации − 30-местный региональный самолет Су-80ГП и легкий самолет-амфибия Бе-103.

В 2003 году предприятие присоединилось к программе создания нового регионального авиалайнера Superjet-100 – первого крупносерийного пассажирского самолета, разработанного после распада СССР. В рамках программы завод производил основные отсеки фюзеляжа, крыло и пилоны двигателей. Для серийного выпуска новых типов самолетов была проведена модернизация производства, внедрены цифровые технологии.

19 мая 2008 года SSJ-100 совершил первый полет с заводского аэродрома. Сегодня КнААЗ также участвует в создании новой импортозамещенной версии регионального лайнера SJ-100, а с 2023 года − в кооперации по выпуску новейшего российского лайнера МС-21, изготавливая для него панели и обшивки носовой части фюзеляжа.

С 2022 года КнААЗ имени Ю.А. Гагарина является филиалом Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха. Сегодня комсомольский завод − одно из передовых предприятий в контуре ОАК. Здесь осуществляют полный цикл производства многоцелевых сверхманевренных истребителей поколения «4++» Су-35С и многофункциональных комплексов фронтовой авиации пятого поколения Су-57. Параллельно с этим ведётся работа над новым проектом – легким тактическим однодвигательным самолетом – Т-75. Идёт проработка конструкторской документации и подготовка к выпуску первых опытных экземпляров.

Всего за 90 лет, со взлетной полосы КнААЗ поднялись в небо около 13 тысяч военных и гражданских самолетов.

Все эти достижения – результат большой работы, проделанной поколениями комсомольских авиастроителей.

Александр Иванович Пекарш, директор Филиала ПАО «ОАК» - КнААЗ им. Ю.А. Гагарина

КнААЗ, как бы он не назывался в разные периоды своей жизни: завод № 126, п/я 40, «Дальмашзавод», КнААПО – всегда стремился быть первым и лучшим. Это качество он пронес через всю свою историю и до сегодняшнего времени не растерял энергию молодости. 

Впереди – новые трудовые подвиги, свершения достойные славного трудового пути нашего завода. Самолеты, построенные на КнААЗ, нужны Родине, а труд заводчан востребован. Нам есть чем гордиться, встречая юбилейный год. Мы и сегодня продолжаем творить будущее, создавая боевую авиатехнику завтрашнего дня. Наш завод продолжает набирать высоту!


Медиагалерея