Итальянский «красный барон»

Итальянский «красный барон»

Бартини и Панатов.jpg

Роберто Орос ди Бартини родился в 1897 году. Тремя годами позже он был взят на воспитание в семью одного из видных вельмож Австро-Венгерской империи, вице-губернатора Фиуме (ныне город Риека в Хорватии), барона Лодовико Ороса ди Бартини. По неофициальной информации, Роберто был внебрачным сыном барона. Молодой Бартини участвовал в Первой Мировой войне, попал в русский плен, где познакомился с большевиками. Вернувшись к отцу, жившему тогда в Риме, Роберто стал членом Итальянской коммунистической партии. После смерти барона Бартини Роберто осталось огромное наследство (на современные деньги – более 10 млн долларов). Однако он пожертвовал деньги компартии, а сам окончил Миланский политехнический институт с дипломом авиационного инженера, а также Римскую летную школу.

После прихода к власти в 1922 году Муссолини, Бартини был направлен итальянскими коммунистами в Советский Союз. Работал на Научно-опытном аэродроме ВВС, потом стал экспертом технического бюро, одновременно военным летчиком. С 1928 года возглавил экспериментальную группу по проектированию гидросамолетов в Севастополе. В 1930 году Бартини был назначен главным конструктором завода № 240. Руководил созданием скоростного истребителя «Сталь-6», истребителя «Сталь-8», 12-местного пассажирского самолета «Сталь-7». На базе последнего по проекту Бартини был создан дальний бомбардировщик ДБ-240.

Однако в феврале 1938 года Бартини был арестован по обвинению в шпионаже в пользу фашисткой Италии, получил десять лет лагерей. Бомбардировщик доводил уже его заместитель Владимир Ермолаев, а самолет был назван Ер-2. Тем временем Бартини работал в тюремном КБ, участвовал в разработке бомбардировщика Ту-2, затем создавал истребители с ракетными двигателями, пассажирские самолеты, легкие и магистральные транспортные самолеты. Лишь в 1946 году Бартини был освобожден, а после смерти Сталина – реабилитирован. Работал СибНИА, разрабатывал уникальные проекты сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55, сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой.

В начале 1960-х годов Роберто Бартини предлагает проект крупного самолета-амфибии вертикального взлета и посадки, который позволил бы охватить транспортными операциями большую часть поверхности Земли, включая вечные льды и пустыни, моря и океаны. Им были проведены работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлетно-посадочных характеристик таких самолетов. Для дальнейшей реализации этого проекта в 1968 году конструктор переезжает в Таганрог в КБ Г.М. Бериева, специализировавшееся на гидросамолетах. В 1972 году на предприятии при участии многих научных и конструкторских организаций страны был создан и испытан экспериментальный образец этой машины ВВА-14. 4 сентября 1972 года состоялся ее первый полет. Однако конструкторы столкнулись с серьезными трудностями в разработке авионики и системы управления машиной. После смерти Бартини (6 декабря 1974 года) проект продолжал разрабатываться еще два года. Из-за сложностей в разработке необходимых двигателей для вертикального взлета в 1976 году была проведена модификация аппарата – он стал экранопланом, прошли его испытания в этом режиме. Но вскоре работа над ВВА-14 была прекращена. Однако в результате его испытаний был получен богатый экспериментальный материал, представляющий большую ценность. В целом самолет-амфибия ВВА-14 стал великолепной школой для специалистов ТАНТК им. Г.М. Бериева.