Новое время
Новое время
Свою главную, морскую тему, тем не менее, в ОКБ не забывали. Но к полномасштабным работам по созданию реактивного самолета-амфибии нового поколения А-40 «Альбатрос» смогли приступить только в 1980 году. В 1986 году A-40 совершил свой первый полет. Был начат его запуск в серийное производство. А-40 «Альбатрос» стал самой большой реактивной амфибией в мире с уникальными летно-техническими и мореходными характеристиками.
На базе А-40 были разработаны поисково-спасательный, пожарный, пассажирский, грузопассажирский и грузовой варианты. Однако проведенный анализ показал, что потребность гражданских заказчиков в такой большой амфибии оказалась незначительной. Поэтому в 1989 году Константинов в порядке конверсии вынес на рассмотрение заказчика техническое предложение по созданию по аэрогидродинамической схеме «Альбатроса» многоцелевого самолета-амфибии для тушения лесных пожаров А-200, позже переименованного в Бе-200.
10 октября 1989 года Таганрогский машиностроительный завод приказом министра авиационной промышленности был переименовали в Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК), а распоряжением Совета Министров РСФСР от 6 декабря 1989 года ТАНТК присвоили имя его основателя - Г.М. Бериева.
В 1990 году был выполнен эскизный проект гражданской амфибии Бе-200 с двумя турбореактивными двигателями Д-436ТП. За производство самолета взялось Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО). Чтобы ускорить запуск в серию, было решено строить опытные машины сразу по серийной технологии. Первый Бе-200, построенный в противопожарном варианте, впервые был поднят в воздух в 1998 году. Несколько лет назад производство самолета было перенесено из Иркутска в Таганрог, начато выполнение очередного долгосрочного контракта по строительству Бе-200ЧС для МЧС России, завершена сертификация амфибии по европейским стандартам.
С 1990 года на ТАНТК им. Г.М. Бериева велась разработка легкого многоцелевого самолета-амфибии Бе-103. На Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. Ю.А.Гагарина идет серийный выпуск легкого самолета-амфибии Бe-103. Первые машины уже поставлены первым зарубежным заказчикам.
В апреле 2011 года осуществлена реорганизация ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» в форме присоединения к нему ОАО «ТАВИА». Их объединение позволило сохранить и развить имеющийся научно-производственный потенциал обоих предприятий, сократить непроизводственные расходы, облегчить и удешевить серийное производство существующих и перспективных самолетов-амфибий и специальных авиационных комплексов.
С марта 2014 года генеральным директором - генеральным конструктором ТАНТК им. Г.М. Бериева был назначен Игорь Гаривадский, занимавший должность директора программ специальной авиации в ОАК. В настоящее время серийное производство и продажи самолетов-амфибий Бе-200 являются одним из приоритетных направлений деятельности предприятия. В мае 2011 года был заключен государственный контракт на поставку МЧС России шести новых Бе-200ЧС, теперь уже таганрогской сборки, а в мае 2012-го – контракт на шесть машин для Министерства обороны России.
На перспективу, помимо Бе-200 на ТАНТК им. Г.М. Бериева ведется проектирование и строительство легкого самолета-амфибии Бе-101, отрабатывается облик перспективных самолетов-амфибий для региональных и местных авиалиний Бе-112 и Бе-114.
Работы по самолетам РЛДН остаются важным направлением деятельности комплекса. ТАНТК им. Г.М. Бериева совместно с Концерном радиостроения «Вега» выполняет работы по модернизации самолетов А-50 в вариант А-50У и продление срока их службы. Использованные при создании А-50У технические решения будут в дальнейшем применяться в перспективных комплексах РЛДН создаваемых для российских Вооруженных сил.
Важной составляющей деятельности предприятия остается и капитальный ремонт самолетов Ту-142М, Ту-142МЗ и Ту-142МР авиации ВМФ России и Ту-95МС Дальней авиации российских ВВС. В целом же, впервые за много лет предприятие полностью загружено заказами Министерства обороны России и МЧС.
Россия по-прежнему являться «законодателем мод» в области гидроавиации. И это в значительной степени определяется тем, что в ТАНТК им. Г.М. Бериева успешно сохраняется и развивается уникальная отечественная конструкторская школа, занимающая сегодня ведущее место в мире в сфере создания гидросамолетов и самолетов-амфибий.