Первые летающие лодки

Первые летающие лодки

МБР-2.jpg

Деятельность ЦКБ МС в Таганроге началась с запуска в серийное производство спроектированного Георгием Бериевым морского ближнего разведчика МБР-2 с двигателем М-17 (мощность 680 л.с.). Прототип этого самолета впервые взлетел в Севастополе 3 мая 1932 года. На серийных самолетах МБР-2 впоследствии установили более мощный двигатель М-34 (750 л.с.) и усовершенствовали оборудование кабин, улучшив условия работы экипажа. Были разработаны и серийно строились различные варианты для перевозки грузов и пассажиров. В общей сложности было построено более 1300 гидросамолетов МБР-2 различных модификаций. С 1937 года МБР-2 стал основным гидросамолетом советской морской авиации, его гражданские варианты МП-1 широко использовались в народном хозяйстве. На одной такой машине летчицы Марина Раскова, Вера Ломако и Полина Осипенко установили шесть мировых рекордов.

Хотя к началу Великой Отечественной войны самолет устарел, это была самая массовая летающая лодка на всех флотах. Во время войны самолет широко применялся в качестве ближнего разведчика, ночного и даже дневного бомбардировщика, противолодочного самолета. Летающие лодки использовались также для спасения экипажей сбитых самолетов, как артиллерийские корректировщики и транспортные самолеты.

Первым самолетом, полностью разработанным в таганрогском ЦКБ МС, стал двухместный палубный катапультный гидросамолет – корабельный разведчик КОР-1 (с декабря 1940 года получивший название Бе-2). 4 сентября 1936 года он поднялся в воздух. Была построена небольшая серия этих машин, которые в годы Великой Отечественной войны использовались как легкие штурмовики, в том числе с суши, на колесном шасси.

С 1939 году в ОКБ Бериева началась работа над корабельным катапультным разведчиком КОР-2, предназначенным для вооружения линкоров и крейсеров создававшегося тогда «Большого океанского флота». Эта одномоторная летающая лодка впервые взлетела в октябре 1940 году. В марте 1941 года ОКБ Бериева было переведено в поселок Савелово под Москвой. Там, на заводе № 288, Бе-4 (так с декабря 1940 года начал называться КОР-2) был запущен в серийное производство.

После начала Великой Отечественной войны ОКБ Бериева эвакуируется сначала в Омск, а затем в Красноярск на завод № 477, бывшие мастерские по ремонту катеров Главсевморпути. На новом месте, в короткие сроки было налажено производство самолетов Бе-4 для морской авиации (всего выпущено более 40 машин).

Лишь в феврале 1946 года ОКБ вернулось в Таганрог. 21 июня 1946 года конструкторское бюро было преобразовано в Государственный союзный опытный завод № 49. Первые послевоенные годы были ознаменованы качественным скачком в отечественной авиационной промышленности, приборостроении, металлургии, появились новые образцы оружия. Используя задел по проекту летающей лодки - дальнего морского разведчика ЛЛ-143 (с двумя двигателями АШ-72) в Таганроге в короткие сроки была создана летающая лодка Бе-6 с более мощными моторами АШ-73, радиолокационной станцией и новым бортовым оборудованием. Первый полет нового гидросамолета состоялся 2 июля 1948 года. Бе-6 был запущен в серийное производство на таганрогском авиационном заводе № 86. Он строился серийно с 1952 по 1957 годы. Всего было выпущено 123 экземпляра Бе-6.