Начало строительства

Начало строительства

28 марта 1932 года Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР под руководством Григория Орджоникидзе издал приказ № 181 о строительстве в Иркутске авиационного завода № 125.

Начальником строительства был назначен И.Н. Бычков, директором – А.Д. Люшинский, техническим директором – Д.М. Хомский. К концу года должности начальника стройки и директора завода занял Владимир Ирьянов.

Зимой 1932 г., проваливаясь по колено в снегу, группа с геодезическими приборами размечала контуры какой-то стройки. Любопытствующим давался стандартный ответ — "здесь будет построен завод". Но почему в такой спешке? Даже дилетанту понятно, что на заснеженной территории размечать площадку под промышленное предприятие неправильно — мало ли, что там под снегом. Однако, в Москве было принято решение срочно строить в Иркутске авиазавод, поэтому поиск подходящей площадки не мог ждать до лета.

Единственным ровным участком подходящей площади оказался пустырь между железнодорожными площадями Транссиба и старым Московским трактом, проходившим вдоль берега Ангары. Близость трех магистралей являлась неоспоримым плюсом. К минусам относились: заболоченность местности, отсутствие электростанции и две реки, отделявшие рассматриваемую территорию от Иркутска. В проектном институте Гипроавиапром взвесили все за и против и пришли к выводу, что других приемлемых вариантов в округе нет. Площадку рекомендовали для строительства, и 28 марта 1932 г. был подписан приказ №181 "Об утверждении проекта и плана строительства завода №125".

Авиационный завод №125 стал фактически первым крупным современным заводом в Иркутске. Его закладке предшествовало основание в 1930 г. Иркутского политехнического института, призванного готовить инженерные кадры для машиностроения. Но почему в Иркутске решили строить именно авиационный завод?  

Близость к Китаю, в котором в то время постоянно присутствовала геополитическая напряженность и насчет которого Япония не скрывала своей агрессивной позиции, не могла не тревожить командование Дальневосточного военного округа. В случае широкомасштабного военного конфликта с участием СССР восполнять потери в авиационной технике без регионального авиастроительного предприятия было бы просто невозможно — сил и средств было слишком мало, а граница была слишком длинна. Защищать ее сухопутными войсками было бы весьма затруднительно, поскольку практически отсутствовала дорожная инфраструктура на нашей территории.  

Поэтому во многом под влиянием настойчивости и прозорливости командующего Особым Дальневосточным округом командарма Василия Блюхера и начальника Главного политического управления РККА Яна Гамарника ЦК ВКП (б) принял решение о строительстве двух заводов — 125-го в Иркутске и 126-го в Комсомольске-на-Амуре. А спустя всего 6 лет, в 1938 - 1939 гг., история показала, насколько были правы эти два человека, затевая такую сложную стройку на восточных рубежах нашей страны.