Период ВОВ
Период ВОВ
Война внесла в работу ИАЗ свои коррективы. Фронтовой авиации нужны были пикирующие бомбардировщики, способные поражать цели с высокой точностью и соперничать по скорости с истребителями нового поколения. В 1941 году иркутский авиазавод был выбран одной из площадок для производства Пе-2 конструкции Владимира Петлякова. Первые 3 машины были выпущены в июле 1941 года, в августе – еще 4, но объемы надо было увеличивать кратно. Чтобы оперативно нарастить производственные мощности, заводу №125 был передан Государственный авторемонтный завод №104 Наркомата обороны и Улан-Удэнский авиационный завод №99.
В октябре 1941 года было принято решение об эвакуации в Иркутск завода № 39 имени Менжинского, который затем был объединен с ИАЗ. Это позволило значительно увеличить производственные мощности предприятия. Общий прирост площадей составил 6996 кв. м, также из Москвы было доставлено свыше 1300 единиц оборудования. По окончании строительных и монтажных работ были организованы новые цехи: механический, инструментальный, изготовления арматуры, производства деревянных деталей и оснастки.
Особенно ценным оказался обмен опытом – иркутянам было чему поучиться у прибывших московских специалистов, уже выпускавших Пе-2. Это была великолепная школа, позволившая поднять планку мастерства иркутских авиастроителей на качественно новый уровень. Параллельно с Пе-2 завод стал выпускать Пе-3бис – тяжелый истребитель для противодействия бомбардировочным соединениям Люфтваффе.
В августе 1942 года завод получает новое задание – освоить выпуск дальних бомбардировщиков Ил-4. К выпуску в 1942 году было намечено 37 Ил-4, причем первые машины должны были поступить в войска уже в ноябре. Четко организованная работа служб завода обеспечила выполнение сроков. Безусловно, сказался и опыт постройки бомбардировщиков ДБ-3Ф, которым обладали менжинцы. Все это позволило освоить и выпустить в серию Ил-4 за рекордные четыре месяца. К концу 1942 года завод построил 46 машин, выполнив производственное задание на 121,3%.
За успешное выполнение правительственного задания по выпуску Пе-2 и Пе-3бис, а также досрочное освоение Ил-4 завод был признан победителем во Всесоюзном соцсоревновании с присуждением переходящего Красного Знамени ГКО. В 1943 году Красное Знамя ГКО присуждалось заводу ежемесячно одиннадцать раз.
В сентябре 1943 года задача в очередной раз меняется: поступает приказ начать параллельно с Ил-4 выпуск тяжелого бомбардировщика Ер-2, прототип которого разработал конструктор Роберто Бартини и довел до серийного производства Владимир Ермолаев. С запуском Ер-2 за короткий срок проделан колоссальный объем работ по изготовлению шаблонов, стапелей, сборочных приспособлений и штампов – всего 8983 наименования. Для этого техотделами завода было разработано около 2700 чертежей. Необходимо отметить, что многие работники ОКБ Ермолаева переехали в Иркутск для помощи заводчанам. По конструкции Ер-2 был заметно сложнее Ил-4 и требовал большого объема сварочных работ. Технологическая подготовка производства к выпуску этого дальнего бомбардировщика происходила на базе внедрения поточных методов изготовления деталей и сборки агрегатов. За период изготовления самолета в производство было внедрено дополнительно 29 поточных линий, в том числе 6 механизированных. Завод продолжал выпуск Ер-2 до конца войны.
Всего за 1941 - 1945 гг. предприятие выпустило почти 2200 самолетов. В военные годы завод несколько раз менял свою специализацию в зависимости от потребностей армии, выпуская самолеты разных КБ и перестраивая производство под их нужды. Именно в эти непростые годы была сформирована уникальная школа, которая воспитывала у коллектива готовность к быстрым переменам. Впоследствии эта мобильность сыграет важную роль в судьбе завода.