1950-1955
1950-1955
В 1949 г. в числе нескольких других советских авиазаводов завод №126 получил задание приступить к освоению первого реактивного самолета – МиГ-15.
Высокие требования к точности аэродинамических обводов, клепка впотай по наружным поверхностям, стреловидное крыло с убирающимся в него шасси, герметичная кабина, принципиально новая система аварийного покидания самолета, ограниченность внутренних объемов агрегатов под монтаж оборудования и управления - вот далеко не полный перечень особенностей конструкции самолета, потребовавших от коллектива завода выхода на более высокий уровень производственной культуры и качества.
МиГ-15 имел оптимальное конструктивно-технологическое членение, что обеспечивало возможность крупносерийного производства, но одновременно предъявляло повышенные требования к точности и взаимозаменяемости собираемых агрегатов по разъемам и стыкам. Задача усложнялась еще и тем, что самолет выпускался одновременно несколькими заводами, и для его успешной эксплуатации необходимо было обеспечить межзаводскую взаимозаменяемость многих агрегатов.
Все это обусловило новые подходы к оснащению производства. Плазовошаблонный метод в его чистом виде уже не мог обеспечить необходимую точность изготовления деталей и сборки агрегатов. Его модернизацией явился эталонно-шаблонный метод, разработанный совместными усилиями специалистов серийных предприятий и научно-исследовательских институтов.
Поставленная перед заводом задача потребовала коренной реконструкции большинства производственных цехов и участков, создания новых специализированных производств. Были переоборудованы и разукрупнены цехи подготовки производства, механообрабатывающие, заготовительно-штамповочные и агрегатносборочные. Завод пополнился новым технологическим оборудованием, осваивались новые методы производства.
Несмотря на все трудности, первые два самолета завод выпустил во втором квартале 1950 г., а в следующем году не только перевыполнил план по выпуску МиГ-15бис, но и начал подготовку к производству более совершенной машины истребителя МиГ-17.
Всего за 1950-1952 гг. в Комсомольске-на-Амуре было выпущено 833 истребителя МиГ-15бис и МиГ-15. В ходе эксплуатации и боевых действий истребитель зарекомендовал себя как надежная, неприхотливая машина, а о живучести "МиГа" ходили легенды. Именно этот самолет стал символом начала реактивной эры в нашей стране.
В январе 1952 года комсомольские авиастроители приступили к подготовке производства самолета МиГ-17. Новая модификация отличалась от МиГ-15 крылом большей стреловидности, удлиненным фюзеляжем с увеличенными тормозными щитками, измененным оперением, усовершенствованным вооружением. Увеличились боевые возможности и улучшились летно-технические характеристики самолета.
Всего на комсомольском авиазаводе изготовили 2180 истребителей МиГ-17 и МиГ17Ф.
Самолеты МиГ-15 и МиГ-17 впервые стали поставляться на экспорт и к концу 1950-х годов состояли на вооружении 15 стран мира.