1956-1966
1956-1966
В конце 1950-х годов завод стал выпускать продукцию, нашедшую применение в трех стихиях: на земле, в воздухе и в воде. Новыми видами продукции стали цельнометаллические спортивные планеры А-11 и А-13, аэросани Ка-30 и «Эльф», а также ракетные комплексы морского базирования П-6 и «Аметист».
С 1956 года начинается многолетний период плодотворного сотрудничества коллектива завода с ОКБ «Сухого». В 1958 году на заводе № 126 был организован филиал ОКБ. В этом тандеме завод поставил на крыло первый сверхзвуковой истребитель Су-7 и его различные модификации: Су-7БМ, Су-7БКЛ, Су-7БМК, Су-17, Су-17М2, Су-17М3, Су-20, Су-22, истребитель 4-го поколения Су-27 и его модификации, которые в 80-е годы и стали основной продукцией предприятия.
Самолет Су-7 был выдающимся достижением, вобравшим в себя новейшие научно-технические идеи. Завод впервые выступил как серийное предприятие, которое должно было обеспечить полную доводку самолета с превращением опытного образца в серийно выпускаемый, успешно эксплуатируемый боевой самолет.
В марте 1956 года на заводе была сформирована большая конструкторско-технологическая бригада для проработки конструкции с целью доводки ее до требований серийного производства.
В конструкции Су-7 широко использовались высокопрочные материалы, в частности, хромоникелевые стали, алюминиевые сплавы В-95, АК4-1. Усталостная прочность выполненных из них деталей во многом зависела от шероховатости поверхностей, поэтому заводу понадобилось разработать целый комплекс технических мероприятий, специальных видов оборудования и оснастки для проведения механизированной чистовой обработки, снятия заусенцев и притупления острых кромок в местах концентрации напряжений.
В числе новых технологий, освоенных предприятием для производства новой машины, были и процессы химического фрезерования. Потребовалось спроектировать и изготовить десятки больших ванн под растворы щелочей и кислот, средства механизации и транспортировки деталей в процессе обработки.
Сложные задачи пришлось решать и специалистам по сборочным работам. Высокая насыщенность внутренних объемов самолета бортовыми системами, электрическими и трубопроводными коммуникациями предъявляла жесткие требования к точности взаимного расположения элементов каркаса, аэродинамических обводов агрегатов.
В марте 1958 года летчик-испытатель ОКБ Сухого В.М. Пронякин успешно поднял в воздух первый заводской Су-7.
Первые 30 самолетов были построены с двигателями АЛ-7Ф. Последующие машины получили новую, более надежную модель АЛ-7Ф-1, установка которой потребовала переделки хвостовой части фюзеляжа. По результатам испытаний в конструкцию внедрялись и другие усовершенствования. Всего с 1957 по 1960 год завод построил 132 самолета Су-7. Эксплуатация Су-7 в войсках продолжалась до середины 1960-х годов.
Фронтовые истребители Су-7 не получили широкого распространения в войсках, однако большие резервы, заложенные в конструкцию самолета, позволили в короткие сроки создать на его базе модификацию — истребитель-бомбардировщик Су-7Б.
Хвостовую часть фюзеляжа этой модели полностью обновили, а носовую часть удлинили и снабдили противопомпажными створками. В крыле установили дополнительные топливные баки. Существенно расширился состав вооружения, поменялось бортовое оборудование.
Серийное производство Су-7Б завершилось в начале 1963 г. с переходом на новый вариант – Су-7БМ. Но он на долгие годы стал основным тактическим истребителем-бомбардировщиком советских ВВС, поставлялся во многие страны советского блока и союзникам СССР. Всего было построено 344 Су-7Б.
С освоением на заводе № 126 производства Су-7Б началось практически непрерывное совершенствование самолета. Каждая новая модификация отличалась от предыдущей еще более высокими боевыми и эксплуатационными качествами.
Вслед за Су-7Б появился усовершенствованный вариант самолета с измененной топливной системой и улучшенными эксплуатационными характеристиками - Су-7БМ. Внешне он ничем не отличался от предшественника, однако емкость его фюзеляжных и крыльевых топливных баков была увеличена. На самолет было установлено модернизированное оборудование и новое катапультное кресло. Су-7БМ выпускался с 1963 по 1965 год. Всего было построено 291 таких машин.
Требования эксплуатации с грунтовых аэродромов привели к созданию для самолетов типа Су-7Б уникальной конструкции шасси с колесно-лыжными основными опорами и управляемым колесом передней опоры. В режиме взлета применялись стартовые ускорители. Эти усовершенствования, наряду с применением двигателя АЛ-7Ф-1-250 с повышенным ресурсом и модернизированного оборудования, воплотились в модификации Су-7БКЛ (С-22КЛ). Летом 1965 года он сменил Су-7БМ на заводских стапелях, а уже через несколько месяцев начал поступать на вооружение строевых частей. Серийное производство этой модификации продолжалось до 1972 года, всего было выпущено 274 самолета Су-7БКЛ.
Поступление в войска большого количества новых машин потребовало создания учебно-боевого варианта истребителя-бомбардировщика для обучения летчиков — Су-7У (У-22). Появление второй кабины повлекло за собой необходимость в новой системе аварийного покидания, перекомпоновку отсеков фюзеляжа и внедрение других изменений. Разработка Су-7У была выполнена в Комсомольске-на-Амуре совместными усилиями подразделений завода и филиала ОКБ Сухого. Первый самолет был построен к концу лета 1965 года, а серийное производство «спарок» на заводе осуществлялось параллельно с выпуском боевых вариантов с начала 1966 года и до конца 1971-го.
К концу 1966 года была разработана экспортная модификация учебной машины, получившая обозначение Су-7УМК (У-22МК).
Всего было построено 365 учебных самолетов Су-7У, Су-7УМК.
В общей сложности завод построил 1847 самолетов семейства Су-7.
Руководство страны достойно оценило труд коллектива завода по производству истребителей-бомбардировщиков семейства Су-7Б: в январе 1971 г. за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию производства новой техники завод был награжден орденом Октябрьской Революции. Правительственные награды были вручены также большой группе работников завода.