1976-1999
1976-1999
В 1976 г. Дальневосточный машиностроительный завод получил новое наименование – Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Постановлением Совета Министров РСФСР № 205-15 от 7 апреля 1977 г. заводу было присвоено имя Ю.А.Гагарина.
Освоение производства новых истребителей-бомбардировщиков второго и третьего поколения Су-7 и Су-17 и их модификаций позволило коллективу предприятия достичь технической зрелости и вступить в новую эру авиации. В 1976 году авиастроители Комсомольска-на-Амуре получают трудное, но почетное задание по освоению нового боевого самолета — истребителя 4-го поколения Су-27.
В этой машине наиболее удачно сочетаются маневренные характеристики, дальность полета и боевая эффективность. Су-27 стал базовым самолетом для целого семейства истребителей различного назначения, таких как Су-27СК, Су-27СКМ, Су-33, Су-30МК, Су-30МК2, Су-35. Впоследствии, он и его модификации стали основной продукцией предприятия.
Комсомольский-на-Амуре авиационный завод участвовал в программе постройки Су-27, начиная с самого первого опытного экземпляра — самолета Т10-1, совершившего первый полет 20 мая 1977 года. В 1978 году в производство была запущена опытная партия новых истребителей, оснащенных двигателями АЛ-21Ф-3АИ. Одновременно завод начал постройку двух опытных экземпляров самолета с новыми двигателями АЛ-31ФН — самолетов Т10-3 и Т10-4.
К концу 1979 года, когда в программе испытаний Су-27 принимали участие уже три опытных самолета, а в Комсомольске-на-Амуре завершалась постройка первых машин опытной партии.
Вскоре, было решено отказаться от исходной компоновки, полностью перепроектировать истребитель и уже в таком, совершенно новом виде фактически заново запустить его в производство. К 1980 году самолет по существу был спроектирован заново. Вариант самолета с новой компоновкой под заводским шифром Т-10С получил новое крыло с прямолинейной передней кромкой, уменьшенной кривизной профиля и прямыми законцовками с пусковыми устройствами для ракет. Элерон и поворотный закрылок уступили место единому органу управления — флаперону, а переднюю кромку занял отклоняемый носок. Изменились обводы головной части фюзеляжа и компоновка центральной хвостовой балки, уменьшился мидель фюзеляжа, «облагородились» обводы мотогондол, в которых разместились новые двигатели АЛ-31Ф с верхними коробками приводов. Вертикальное оперение переместилось на силовые балки по обеим сторонам мотогондол, появились подбалочные гребни, улучшающие противоштопорные характеристики. В общем это был уже совсем другой самолет, унаследовавший от предшественника фактически только название.
Первый экземпляр обновленного истребителя построили на МЗ им. П.О. Сухого из агрегатов, поставленных Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом, в конце 1980 года. В апреле 1981 года он вышел на летные испытания. Освоение производства Су-27 (Т-10С) происходило параллельно с достройкой самолетов опытной партии — Су-27 типа Т10-5. Их решено было использовать для отработки и доводки системы управления вооружением и другого оборудования истребителя, пока будут изготавливаться и проходить начальный этап летных испытаний первые Т-10С. Тем самым планировалось компенсировать неизбежное отставание по срокам, связанное с необходимостью переналадки производства на выпуск самолета новой компоновки.
Головной серийный Су-27 типа Т-10С, собранный в Комсомольске-на-Амуре, присоединился к программе испытаний истребителя 2 июня 1982 года. В следующем году комсомольский авиазавод поставил еще девять самолетов, большинство из которых принимало участие в государственных совместных испытаниях.
После окончательной отладки всего комплекса БРЭО Постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1990 года Су-27 был официально принят на вооружение ВВС и авиации ПВО страны. Всего в Комсомольске-на-Амуре изготовило свыше 600 самолетов этого типа.
При постановке производства самолета палубного базирования Су-27К (Су-33) на заводе был успешно использован опыт работы над Су-27. Вместе с тем гагаринцам пришлось решать ряд новых непростых задач. Одной из них, в частности, стало освоение изготовления сложных узлов поворота крыла из титанового сплава.
Изготовленные Комсомольским-на-Амуре заводом агрегаты были использованы для сборки на МЗ им. П.О. Сухого первых двух опытных экземпляров Су-27К. 17 августа 1987 года первый из них поднялся в небо. Спустя полгода на испытания поступил и второй экземпляр, а 1 ноября 1989 года летчик-испытатель Виктор Георгиевич Пугачев выполнил на Су-27К первую в истории отечественной авиации и Военно-морского флота посадку самолета обычного типа на корабль — тяжелый авианесущий крейсер, носивший в то время название «Тбилиси», а позже, с 1990 года, «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
В 1989 году на заводе началось серийное производство Су-33. Головной серийный образец корабельного истребителя поднялся с заводского аэродрома 17 февраля 1990 года. Государственные испытания Су-27К закончились в декабре 1994 года рекомендацией о принятии самолета на вооружение. К этому времени на заводе построили уже 24 истребителя Су-27К, которые были перебазированы на Северный флот по месту приписки ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», и вошли в состав 279-го корабельного истребительного авиаполка. Официальное принятие самолета на вооружение состоялось 31 августа 1998 года.
В начале 1990-х годов в рамках диверсификации производства ОАО «КнААПО» приступило к развитию гражданских программ: разработке и запуску в производство легкого самолета-амфибии Бе-103 и 30-местного самолета для местных и региональных авиалиний Су-80ГП.
В этот же период началось производство экспортной модификации истребителя Су-27 для зарубежных заказчиков. В конструкцию самолета, получившего название Су-27СК, внедрили ряд конструктивных усовершенствований, а также ликвидировали недостатки, выявленные в ходе эксплуатации самолета в ВВС и ПВО Советского Союза.
С середины 1990-х годов КнААПО, вошедшее в соответствии с Указом Президента РФ в состав Государственного унитарного предприятия «АВПК «Сухой», приступило к программе поэтапной модернизации серийно выпускаемых истребителей Су-27. Вначале эта программа получила условное название Су-27СМК и включала в себя ряд мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности экспортной продукции завода - одноместных истребителей Су-27СК на мировом рынке. Проработки, выполненные в ее рамках, были использованы в создании в 1998 году на базе Су-27СК одноместного истребителя Су-30КИ, который предназначался одному из потенциальных зарубежных заказчиков.
Дальнейшее развитие эта модель получила в виде многоцелевого самолета Су-27СКМ, который обеспечивал применение высокоточного управляемого оружия класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Глубокой модификацией базовой модели Су-27СК стал двухместный многофункциональный истребитель Су-30МК. С освоением его выпуска на заводе было возобновлено производство двухместных модификаций Су-27. Су-30МК оснащался модернизированным комплексом бортового оборудования с новой системой индикации на основе многофункциональных широкоформатных цветных дисплеев на жидких кристаллах и обширной номенклатурой управляемых средств поражения воздушных и наземных целей.
Впервые Су-30МК поднялся с заводского аэродрома 19 мая 1999 года
Одновременно со строительством экспортных моделей продолжались работы по многофункциональной модификации Су-27 для создания одноместного истребителя, способного в равной мере эффективно решать задачи поражения воздушных и наземных целей. Новый самолет первоначально получил название Су-27М (Т-10М).
Изменение состава бортового радиоэлектронного оборудования и, в первую очередь, применение новой радиолокационной станции потребовало существенно изменить конструкцию головной части фюзеляжа. Улучшение маневренных и взлетно-посадочных характеристик было достигнуто установкой переднего горизонтального оперения и модифицированной системы дистанционного управления. Значительные изменения произошли в топливной системе истребителя: увеличился запас топлива, появилась система дозаправки топливом в полете. Значительно расширилась номенклатура вооружения самолета, в составе которой появилось высокоточное оружие класса «воздух-поверхность».
Прототип Су-27М совершил первый полет 28 июня 1988 года. В конце 1980-х в Комсомольске-на-Амуре началась подготовка к выпуску установочной партии модифицированных истребителей. Первый полет головного серийного истребителя состоялся в апреле 1992 года. А в 1996 году КнААПО передало первые три серийных самолета ВВС России. В экспортном варианте истребитель получил название Су-35.
Один из самолетов этой серии (под бортовым номером 711) в 1995 году был оснащен опытными двигателями АЛ-31Ф с управляемым вектором тяги, боковой ручкой управления, размещенной на правом пульте кабины, и тензометрическими рычагами управления двигателями. Эта машина, получившая мировую известность под маркой Су-37, стала первым опытным самолетом в семействе Су-27, на котором в реальных полетах были отработаны режимы сверхманевренности.