Качество и надежность

Качество и надежность

SUV00836 (1).JPG

Выпуск сложной авиационной техники невозможен без постоянного контроля технологических и сопровождающих процессов, деталей, узлов и агрегатов. Требования к контролю задаются параметрами. Чем совершеннее становятся самолеты, выходящие из заводских цехов, тем больше параметров приходится контролировать. 

Точность до микрометра

SUV08291.JPG

На КнААЗ  контроль параметров обеспечивают около 100 000 технических устройств. Самые сложные и высокопроизводительные измерительные устройства сосредоточены в отделе электронных средств контроля и измерений. В арсенал специалистов этого отдела входят измерительные «руки», лазерные трекеры, координатно-измерительные машины. Измерительная «рука» представляет собой манипулятор со щупом, с помощью которого специалист в ручном режиме определяет расстояния между контрольными точками. Оборудование позволяет производить измерения с погрешностью до четырех микрометров и работать с деталями размером до 1,8 метра. Лазерные трекеры используются для определения параметров сложных конструкций криволинейной сборки. Они могут работать на расстоянии до 50 метров от объекта и производить измерения с погрешностью до 10 микрометров даже в труднодоступных местах. Полученные значения трекеры самостоятельно сравнивают с параметрами электронных моделей и выявляют отклонения. В цехах агрегатно-сборочного производства такое оборудование помогает контролировать параметры крупногабаритной оснастки с целью исключения появления дефектов сборки.

Эффективный ренгенконтроль

В 2023 году на КнААЗ была проведена модернизация Центральной заводской лаборатории. Был построен построен новый участок рентген-контроля. Его задача — контролировать качество электронно-лучевой и аргонной сварки силовых деталей и элементов конструкции, то есть основы самолета. 

В ближайших планах — строительство нового участка капиллярного контроля. Он позволит значительно ускорить все операции и сделать их менее трудоемкими. При этом процессы с участием потенциально вредных химических веществ будут происходить в замкнутом, изолированном пространстве, безопасно для операторов.

Повышение надежности

До установки на самолет все системы и агрегаты, изготовленные на КнААЗ, проходят необходимые проверки на испытательном оборудовании. Их подвергают воздействию высоких и низких температур, вибрации, осадков, соляного тумана. Проверяют на соответствие всем техническим характеристикам, указанным в конструкторской документации. Только после этого можно с уверенностью сказать: самолет будет работать безотказно и сможет выполнить поставленные задачи в любых условиях. 

В проведении испытаний задействован целый парк оборудования: климатические камеры, ударные, вибрационные, специализированные стенды, термошкафы и так далее. 

3G2A8871.jpg

С началом производства на КнААЗ истребителей пятого поколения в лаборатории было установлено новое оборудование. Прежде всего - две климатические камеры, работающие в режиме от –60 до +80 градусов. 

С их помощью испытывают гидравлические агрегаты Су-57. Такие испытания очень важны, поскольку самолеты могут эксплуатироваться в разных климатических условиях, в том числе при резких перепадах температур. 

Отдельная климатическая камера объемом 30 кубометров предназначена для испытаний системы аварийного покидания самолета. А в пятикубовой взрывобезопасной камере будут испытывать элементы топливной системы Су-57. Некоторые агрегаты проверяются при воздействии высоких температур — до 300 градусов. Для этого используется термошкаф. Он автоматизированный и отличается от предыдущих моделей тем, что очень быстро набирает нужную температуру. Таким образом, увеличивается количество возможных испытаний, а их продолжительность сокращается. 

Еще одно приобретение для лаборатории — камера соляного тумана. Соль, наряду с влажностью, — один из самых агрессивных факторов воздействия, который приводит к коррозии металлических элементов. Поскольку истребители могут базироваться в том числе на авианосцах или рядом с морским побережьем, его тоже важно учитывать. 

Помимо климатических воздействий, самолет подвергается серьезным механическим нагрузкам, в том числе вибрационным — от работы двигателя и пушечного вооружения, ударов при посадке. 

На новом вибростенде для Су-57 можно сымитировать работу пушечного вооружения, режим взлета и работы на этажах, когда самолет на крейсерской скорости идет к точке выполнения задачи, и убедиться, что оборудование кабины продолжает работать в штатном режиме. Некоторые агрегаты на стенде проверяют до недели — непрерывно, в три смены.