ББЛА «Скат»

ББЛА «Скат»

Скат DSC06599.jpg

В начале XXI века в мире начался определенный ажиотаж по созданию беспилотных летательных аппаратов с очень низким уровнем заметности. Пик его пришелся на период после войны в Югославии, в ходе которой силы ПВО Сербии сбили американский самолет F-117A, созданный по технологии «стелс».

Концепция беспилотного разведчика и специализированного ударного самолета, несущего ракеты класса «воздух-земля» с пассивной головкой самонаведения или корректируемые авиабомбы для поражения важных объектов с известными координатами, смотрелась весьма привлекательно. В этих условиях «микояновцы» в 2005 году в инициативном порядке приступили к проектированию беспилотника средней размерности, исходя из массы и габаритов противорадиолокационной ракеты Х-31П и наличия двигателя РД-5000, который с определенными натяжками подходил по тяге и экономичности. Тема получила название «Скат».

В процессе работы стало ясно, что в первую очередь целесообразно создать пилотируемый аналог «Скат-ПД». Ранее в ЦАГИ провели аэродинамические испытания модели, а на специальном радиотехническом полигоне министерства обороны прошли измерения эффективной площади рассеяния. Результаты модельных испытаний и математического моделирования подтвердили возможность реализации заявленных характеристик. Для показа руководителям военного ведомства и отраслевых органов государственного управления был создан полноразмерный макет, который в 2007 году показали даже журналистам, чего раньше представить себе было невозможно. Машина, выполненная по интегральной схеме, имела два внутренних отсека для вооружения. Выложенные перед «Скатом» ракеты Х-31П и Х-31А, а также две бомбы КАБ-500 наглядно продемонстрировали арсенал беспилотника.

Из сопроводительного плаката следовало, что «Скат» имеет длину 10,25 м и высоту 2,7 м, размах крыла – 11,5 м. Следовательно, боевая нагрузка массой до 2 тонн не выглядела чрезмерной. Малозаметный многоцелевой беспилотный боевой летательный аппарат «Скат» предназначался для нанесения ударов по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, а в перспективе – по мобильным наземным и морским целям при ведении как автономных, так и групповых, совместно с пилотируемыми летательными аппаратами, действий.

В 1990-е и 2000-е годы в мировых и отечественных средствах массовой информации появилось неожиданно много разных экспертов, утверждавших о конце эры боевых пилотируемых самолетов. Стали возникать многочисленные проекты беспилотных летательных аппаратов различных классов. В результате, с учетом кризиса заказов в Инженерном центре ОКБ имени А.И. Микояна было выполнено большое количество предварительных проработок беспилотника легкого класса (со взлетной массой до 1500 кг) различного назначения. Более легкие не соответствовали производственным возможностям и технологии «МиГа». Увы, все эти разработки так и остались на бумаге.

Единственным исключением стала упомянутая тема «Скат», по которой удалось продвинуться дальше. Интерес представлял летательный аппарат малой заметности и новой аэродинамической схемы. Но и здесь дальше создания и испытания моделей различного назначения и полноразмерного макета дело также не пошло.