МиГ-29К/КУБ. Морская душа

МиГ-29К/КУБ. Морская душа

МиГ 13 МиГ-29К 05 Истребитель МиГ-29К № 941 на палубе ТАВКР «Адмирал Кузнецов».jpg

Высокую степень унификации с МиГ-29М имел палубный МиГ-29К (9-31). Основными его отличиями были усиленные стойки шасси, наличие тормозного гака, повышенное давление в пневматиках для посадки на корабль, а также более серьезная защита самолета от внешних воздействий окружающей среды. Новинкой стало введение систем дозаправки топливом в полете с использованием выпускной штанги и слива топлива в воздухе. В целом степень унификации этих машин оценивалась в 80–85%. Тормозной парашют сняли, а для уменьшения габаритов при хранении в ангаре корабля ввели механизм складывания консолей. В сложенном положении размах крыла уменьшался до 7,8 м. На «корабелке» увеличили площади крыла и стабилизатора, угол разворота передней стойки, несколько изменили светотехнику самолета.

Двигатели РД-33К дополнительно получили возможность работы на чрезвычайном режиме с тягой до 9400 кгс. Специфика корабельного базирования потребовала сопряжения режимов работы навигационной системы самолета с корабельной системой радионавигации, а также решения проблемы выставки инерциальной системы истребителя на качающейся палубе.

На ММЗ имени А.И. Микояна были построены два опытных экземпляра с бортовыми номерами 311 и 312. Первый вылет на МиГ-29К (9-31/1) совершил 23 июня 1988 года летчик-испытатель Т.О. Аубакиров. Далее последовал длительный этап отработки на наземном комплексе НИТКА. В ходе летно-конструкторских испытаний на тяжелом авианесущем крейсере «Тбилиси» (ныне корабль носит имя «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») 1 ноября 1989 года Аубакиров несколько десятков раз заходил на палубу по сигналам оптической системы посадки «Луна», после чего, убедившись в точности пилотирования, совершил посадку с зацеплением за аэрофинишер. Буквально на полчаса его опередил коллега В.Г. Пугачев на Су-27К. «Микояновцы» взяли реванш, первыми взлетев с палубы. Уже в сумерках МиГ-29К закатили к задержникам на самой дальней, третьей, стартовой позиции, после чего с работающими на полном форсаже двигателями МиГ-29К промчался по палубе и свечой взмыл в небо с трамплина.

По результатам двух этапов испытаний было получено положительное заключение военных о пригодности МиГ-29К к базированию на корабле. Но судьбу перспективной машины решали не инженеры. У «микояновцев» тогда палубная тематика встала на прикол. 

Кардинально изменило положение дел решение Индии о заказе истребителей МиГ-29К/КУБ палубного базирования. В июле 1995 года по линии военно-технического сотрудничества в Россию прибыла делегация ВМС Индии с целью определить возможность приобретения тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» (позже в индийском флоте он получил имя «Викрамадитья»). Мнение индийских военных по составу авиагруппы было определено в сентябре 1999 года – ее должны были составить МиГ-29К. Первый рабочий протокол по облику самолета для ВМС Индии был подписан уже 6 октября 1999 года в Дели. Проверка МиГ-29К в полете завершилась в 2001 году положительными результатами, что стало важным этапом на пути к новому контракту. При этом с 1999 по 2003 годы требования заказчика к самолету росли, параллельно проводились сложные и длительные переговоры по модернизации авианосца.

Согласно требованиям ВМС Индии в 1999–2003 годах в техническом облике самолета должны были произойти следующие изменения:
• ресурс самолета 6000 летных часов (для советского МиГ-29К было 2500 летных часов);
• ресурс двигателя РД-33МК до ремонта 1000 часов (для РД-33К было 300 часов);
• сниженная радиолокационная заметность;
• наличие функций дозаправщика, причем с четырьмя подвесными баками;
• резервирование системы инерциальной навигации;
• неразрушение козырька фонаря при столкновении с крупной птицей при скорости самолета 600 миль/ч и высоте полета 50–60 м.

Также ВМС Индии потребовали от РСК «МиГ» установить на самолет нашлемную систему целеуказания и индикации TopSight фирмы Thales и новую инерциальную систему Sigma-95 компании Sagem.

Первоначально ВМС Индии планировали заключить контракт только на одноместные самолеты МиГ-29К. В РСК «МиГ» возникла идея поставить на крыло в рамках предполагаемого контракта и двухместный МиГ-29КУБ. Инициатива пришлась по душе индийским военным. В результате 20 января 2004 года был заключен контракт на разработку и поставку 16 палубных истребителей (12 одноместных МиГ-29К и 4 «спарки» МиГ-29КУБ). Контракт предусматривал еще и опцион на 30 МиГ-29, который был реализован в октябре 2009 года.

Первый вылет МиГ-29КУБ № 0111 состоялся 20 января 2007 года. Его выполнили летчики-испытатели РСК «МиГ» М.А. Беляев и П.Н. Власов. Через полгода, 25 июня 2007 года П.Н. Власов поднял в воздух одноместный МиГ-29К. Летные испытания в Баренцевом море на авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» начались в 2009 году. Серийное производство МиГ-29К/КУБ развернули на Производственном комплексе № 1 – филиале РСК «МиГ» в Луховицах. 

В конце 2009 года первые истребители МиГ-29К/КУБ перелетели в Индию на береговую авиабазу Даболим в штате Гоа, где строился учебно-тренировочный комплекс. Там началась их штатная служба. После завершения летных испытаний 16 ноября 2013 года «Викрамадитью» официально передали Индии. Индийские военные дали высокую оценку летным качествам российских самолетов. Благодаря этому Индия заказала еще 29 машин (24 МиГ-29К и 5 МиГ-29КУБ), подписав 12 марта 2010 года новый контракт.

Опираясь на успех с индийским контрактом, руководство РСК «МиГ» сумело убедить Министерство обороны РФ в готовности корпорации поставить серию корабельных машин и вооруженным силам России. К тому же находящиеся в эксплуатации с 1992 года корабельные истребители Су-33 практически выработали свой ресурс, да и с боевой точки зрения они значительно устарели. В результате в феврале 2012 года был заключен контракт между МО РФ и РСК «МиГ» на поставку партии палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. Российские машины, в отличие от индийских, оснастили оборудованием отечественного производства с возможностью дооснащения в будущем перспективным оружием.

Корабельные машины МиГ-29К/КУБ стали базой для создания унифицированного семейства многофункциональных истребителей поколения 4++, в состав которого также вошли истребители сухопутного базирования МиГ-29М/М2 и наиболее совершенный в семействе МиГ-35.