МиГ-29М/М2 и МиГ-35. Новая вариация
МиГ-29М/М2 и МиГ-35. Новая вариация
Первым по программе МиГ-35 в РСК «МиГ» подготовили самолет-демонстратор, который в конце 2006 года создали на базе двухместного МиГ-29М2 № 154. На этой машине в 2001-2006 годах уже в полном объеме была отработана конструкция и аэродинамика новой носовой части фюзеляжа, новое информационно-управляющее поле кабины экипажа, ряд новых систем бортового оборудования. В 2006 году на самолете прошли летные испытания новая оптико-локационная станция и контейнерная оптико-электронная прицельная система. А в конце года его оснастили демонстрационным образцом радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой «Жук-АЭ».
В 2010 году все самолеты унифицированного семейства получили шифры на основе шифров базовых машин (9-41 и 9-47) с добавлением буквенных литеров. МиГ-35 и МиГ-35Д получили шифры соответственно «9-41Д» и «9-47Д», а МиГ-29М и МиГ-29М2 – «9-41С» и «9-47С». Первый полет на двухместном МиГ-29М2 (9-47С) выполнили 24 декабря 2011 года летчики-испытатели А.А.Шишов и М.А.Беляев. А 3 февраля 2012 года летчик-испытатель С.В.Горбунов поднял в воздух одноместный МиГ-29М (9-41С). Как летающая платформа МиГ-29М/М2 минимально отличался от МиГ-29К/КУБ: с него сняли тормозной гак и механизмы складывания консолей крыла. Место гака занял тормозной парашют. Но в рамках этого проекта были сделаны шаги по разработке и интеграции новых систем: оптико-локационного контейнера нового поколения, системы оптико-электронной разведки, нашлемной системы целеуказания и индикации. В процессе эволюции семейства самолетов МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2, МиГ-35/35Д был достигнут рекордный уровень унификации между одноместным и двухместным самолетами, между самолетами корабельного и наземного базирования и между российским и экспортным вариантами.
27 марта 2015 года между Россией и Арабской Республикой Египет был подписан контракт на поставку для ВВС этой страны 46 многофункциональных истребителей МиГ-29М/М2. 13 февраля 2017 года в рамках выполнения контракта летчики-испытатели С.В.Горбунов и И.В.Крицкий подняли в воздух первую машину – двухместный МиГ-29М2 (9-47СМ). А на следующий день И.В.Крицкий совершил первый полет на одноместном МиГ-29М (9-41СМ). С апреля 2017 года начались поставки серийных машин в Египет.
Новинка в 4++
Дальнейшим развитием самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик стал многофункциональный истребитель МиГ-35. Эта машина создана в одноместном и двухместном вариантах – МиГ-35С и МиГ-35УБ, имеющих высокую степень унификации конструкции и идентичное оборудование и вооружение.
Самолет является эффективным авиационным комплексом для завоевания господства в воздухе. У него снижена радиолокационная заметность, установлены датчики обнаружения пуска ракет и лазерного облучения. Кроме того, МиГ-35 оснащен системой оптико-электронного обзора нового поколения, что позволяет обнаруживать цели за пределами визуального наблюдения. Ресурс самолета составляет 6000 часов, а срок службы – 40 лет. Все системы МиГ-35 разработаны и произведены в России.
Основными отличиями МиГ-35 от предшественников стали интеграция в состав бортового оборудования информационно-прицельных систем 5-го поколения, возможность применения перспективных авиационных средств поражения, а также повышенная боевая живучесть за счет внедрения бортового комплекса обороны. Новое оборудование и вооружение позволяют истребителю решать широкий круг задач. Он способен завоевать господство в воздухе в противоборстве с истребителями поколения 4+ и 4++, перехватывать существующие и разрабатываемые средства воздушного нападения, наносить удары высокоточным оружием по наземным и надводным целям без входа в зону ПВО противника днем и ночью в любых погодных условиях. Кроме того, МиГ-35 предназначен для ведения воздушной разведки с использованием оптико-электронных и радиотехнических средств, а также участия в групповых действиях и выполнение функций воздушного пункта управления авиационными группировками.
Реализованные на МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 достижения в области совершенствования планера, оборудования и вооружения также воплощены в новом многофункциональном истребителе. Это увеличенная боевая нагрузка, размещаемая на восьми точках внешней подвески, повышенный запас топлива, оснащение системой дозаправки в воздухе с возможностью использования самого самолета в качестве танкера. МиГ-35 имеет трехканальную цифровую комплексную систему дистанционного управления с четырехкратным резервированием.
Самолет оснащен двигателями РД-33МК модульной конструкции с повышенными надежностью и ресурсом, с бездымной камерой сгорания и новой электронной системой управления. По желанию заказчика для обеспечения решающего преимущества в маневренном воздушном бою истребители МиГ-35 могут оснащаться модификациями двигателя РД-33МК со всеракурсным отклоняемым вектором тяги.
Несмотря на сходство аэродинамической компоновки и габаритных размеров с МиГ-29, в целом МиГ-35 можно считать новой машиной. МиГ-35 является носителем совершенно новых принципов и систем подготовки летного и технического персонала, обеспечения эксплуатации и логистики. В частности, предусматривается создание многоуровневой интерактивной автоматизированной системы обучения. Для обеспечения эффективной эксплуатации самолета МиГ-35 и логистики внедряется интегрированная информационная система.
В ноябре 2016 года к летным испытаниям приступили предсерийные образцы МиГ-35С/УБ, предназначенные для ВКС России. 19 ноября экипаж в составе летчиков-испытателей М.А.Беляева и С.В. Горбунова поднял в небо двухместный МиГ-35УБ (9-47СР). А одноместный МиГ-35С (9-41СР) совершил первый полет 23 ноября под управлением летчика-испытателя А.А.Шишова. В морозный день 27 января 2017 года на территории Производственного комплекса № 1 РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах состоялась международная презентация нового многофункционального боевого авиационного комплекса МиГ-35.
А 22 августа 2018 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» был подписан пятилетний контракт на поставку ВКС РФ первой партии самолетов МиГ-35. Запуск в серийное производство самолета МиГ-35 стал важным шагом на пути укрепления обороноспособности нашей страны.
Очевидно, заказ ВКС даст мощный импульс продвижению МиГ-35 и на зарубежный рынок, и, в первую очередь, в страны так называемого третьего мира, ВВС которых остро нуждаются в обновлении истребительного парка. Поскольку очень многие из них длительно эксплуатировали «микояновскую» технику, современный и сравнительно недорогой авиационный комплекс в лице МиГ-35 идеально соответствует решению задач национальной обороны как в плане боевой эффективности на уровне XXI века, так и в силу преемственности принципов наземного обслуживания и ремонта.